2017 © Vera-Italia
Все права защищены
Карта сайта

Новости

КАПОДИМОНТЕ
21.07.2014

Фабрика Каподимонте была основана Карлом Бурбонским, королем Неаполя и обеих Сицилий, в 1743 году. Когда в 1734 году он захватил королевство Неаполя, сломив сопротивление австрийцев, он взял с собой советников, экспертов, мастеров и коллекции искусства своей матери, последней Елизаветы из дома Фарнезе, для которых приказал построить дворец Каподимонте. Его увлечение фарфором родилось, когда он женился на Марии Амалии Вальбург Саксонской в 1738 году, внучке Августа Сильного Саксонского, который основал в 1710 году первую фабрику фарфора в Европе в Мейсене. В 1740 году он уже изучал методы его производства, периодически проводя эксперименты королевском дворце Капо ди Монте рядом с Неаполем. Первые шаги мануфактуры были сделаны благодаря работам Виктора Шеперса, который после нескольких попыток смог получить необыкновенный и уникальный мягкий фарфор. Многие эмалевые краски заказывались в Венеции и в Дрездене. В 1743 году результаты стали настолько удовлетворительными, что Карл приказал архитектору Фердинандо Санфеличе создать окончательный проект фабрики в парке Каподимонте. Из разных уголков съехались весьма известные мастера и художники того времени. Только в одном декабре из печей Каподимонте вышло 1970 целых изделий: табакерки, вазочки, чайники, чашечки, набалдашники для тростей и тарелки. Помощники короля Карла брали за образец уже известную продукцию Мейсена, Джинори и Венеции. За 1743-45 годы главный формовщик Иосиф Грикк создал серию персонажей, позаимствованных из итальянской «Комедии дель арте», среди которых Пульчинелла, Панталоне, Бригелла и Арлекино, играющие в карты и сидящие вокруг блюда спагетти. Другие статуэтки изображали религиозных или мифологических персонажей, музыкантов, певцов, крестьян и рыбаков. Эти первые изделия не были выполнены в стиле рококо, не были они и тем, что сейчас считается стилем Каподимонте. В качестве своей фирменной марки фабрика Каподимонте использовала лилию Бурбонов - иногда синюю, иногда золотую. На статуэтках марка обычно выдавливалась при лепке, внутри круга.  В 1759 году Карл, к своему величайшему сожалению, приступил к завоеванию Испании и оставил королевство своему сыну Фердинанду и регентскому совету, назначенному премьером Тануччи. Впоследствии Карл приказал погрузить на три корабля всю свою любимую мануфактуру (мастеров, работников, оборудование, аппаратуру и почти 5 тонн смеси). Некоторые мастера уехали, но другие остались в Неаполе. Перед отъездом было разрушено и уничтожено все то, что могло было бы выдать секреты производства: от печей до остатков бракованного фарфора, которые были захоронены в парке. Готовые же фарфоровые изделия распродавались с хорошей прибылью вплоть до 1765 года. Король Карл сразу же построил новую фабрику недалеко от Мадрида (в Буэн Ретиро), но несмотря на то, что сначала ею еще производился фарфор, похожий на предыдущий, все же продукция постепенно утратила свою первоначальную эмаль, и к 1803 году от художественного производства там перешли к изготовлению товаров из жёсткой массы для широкого потребления. Так завершилась "золотая эпоха", включающая в себя период с 1743 по 1759 год. Когда король Карл уехал в Испанию, Фердинанд IV захотел возобновить отцовскую традицию, воздвигнув новую мануфактуру в Неаполе; так в 1780 году начался новый этап производства, который в последующие пятнадцать лет будет характеризоваться большим разнообразием и качеством продукции. Было внедрено изготовление «бисквита», т.е. матового фарфора - до тех пор фарфор был всегда глянцевым. Фирменная марка с короной и буквой «N» (от слова «Неаполь») относится именно к этому периоду. К тому моменту начало ощущаться влияние Французской революции, непосредственно угрожавшей Королевству обоих Сицилий, что создало серьёзные проблемы и для фабрики. После того, как Жозеф Бонапарт учредил наполеоновское правительство и приказал короновать себя королём Неаполя, фабрика вскоре пришла в упадок. То, что осталось от этого огромного наследия, было приобретено мануфактурами Доччиа, располагавшимися неподалёку от Флоренции. В 1896 году фабрика Доччиа (Джинори) объединилась с миланской фабрикой Ричард и таким образом было создано наименование Ричард-Джинори. Казалось, что этот эпизод истории был полностью забыт, пока в 1925 году энтузиасты, вдохновленные примером мастеров того времени, не основали неподалёку от Милана фарфоровую фабрику, где одарённые скульпторы создали современную традицию Каподимонте. Постепенно стиль Каподимонте, каким мы его знаем сейчас, получил своё дальнейшее развитие вплоть до того, что новые мастера смогли реально бросить вызов достижениям прошлых лет. Избегая копирования мастеров прошлого, они продолжили старые традиции, обогатив их оригинальностью, реализмом и юмором нового времени. Таким образом, на основе этой фабрики была создана новая школа. Появились и другие прекрасные фабрики, где работали и работают известные скульпторы и формовщики. Любопытно, что именно предприятия, возникшие в окрестностях Милана и в области Венето, продолжают традицию, сначала зародившуюся в Неаполе. В самом деле, можно утверждать, что восемьдесят процентов выпуска фигурок в стиле Каподимонте производится и экспортируется по всему миру как раз из области Венето. Всем, кто хотел бы коллекционировать эти статуэтки, напоминаем, что существуют неитальянские фабрики, имитирующие стиль Каподимонте, а иногда и фирменную марку. Есть даже импортеры, организующие производство статуэток в странах Дальнего Востока и потом перепродающие их как типичную итальянскую продукцию, лишь поставив фирменную марку «N». Поэтому необходимо, чтобы коллекционер обязательно проверил перед приобретением статуэтки гарантийный талон и убедился в её происхождении. Важно, чтобы продукцию Каподимонте не путали с теми статуэтками, при изготовлении которых используется смола и химический отвердитель. Полностью ручное производство с двумя-тремя обжигами при температуре 1280 градусов заменяется методом изготовления, при котором статуэтка затвердевает и расписывается в холодном состоянии. Результатом является имитация фарфора, которую невозможно спутать с подлинным художественным качеством, которое может быть придано лишь настоящему фарфору. Подобная продукция ни в коем случае не должна упоминаться и продаваться как фарфор «Каподимонте», как это делают многие неподготовленные торговцы.

Вернуться в список
Заказать звонок
Поиск
Заполните, пожалуйста, простую форму обратной связи. Обратите внимание, что поля, отмеченные знаком * являются обязательными для заполнения. Мы свяжемся с вами в ближайшее время